Продукция
Информация о продукте
Предварительные результаты применения биолана у детей с психическими расстройствами
Г.В. КОЗЛОВСКАЯ, М.А. КАЛИНИНА, Т.П. КЛЮШНИК
Ргеliminary results of biolan application in children with mental disorders
G.V.Kozlovskaya , M.A. Kalinina , T.P. Klyushnik
Научный центр психического здоровья РАМН, Москва
В последние годы значительно возрос интерес к использованию в клинической практике регуляторных пептидов и их синтетических аналогов. К препаратам такого рода относится и биолан1, созданный на основе естественных для организма пептидов-регуляторов. Проведенные преклини-ческие исследования показали, что он обладает способностью модулировать функции ЦНС: усиливает избирательное внимание в момент восприятия информации, улучшает консолидацию памяти, увеличивает адаптационные возможности мозга, повышая его устойчивость к стрессорным повреждениям. Получены данные о положительном эффекте биолана в случаях органического поражения центральной, периферической и вегетативной нервной системы различного генеза (рассеянный склероз, инсульт, нарушения проводимости сердца, алкогольная энцефалопатия, нейроин-фекции, травматическое поражение головного мозга и др.)
Таблица 1 Распределение детей в зависимости от диагноза
Диагноз Рубрика по
МКБ-10 Группа
Основная Контрольная
Шизофрения
(детский тип)
F20.8
8
6
Шизотипическое
расстройство
F21
6
8
Ранний детский
аутизм
F84.0
3
2
Легкие когнитивные
расстройства
F06.7
7
8
Поведенческие
и эмоциональные
расстройства,
начинающиеся
в детском возрасте
F90-F98
2
3
Эндогенная
депрессия
(депрессивный
эпизод)
F32.11
1
-
Всего 27 27
[2]. На фоне основного лечения применение биолана у детей с перинатальной энцефалопатией способствовало быстрому восстановлению поврежденных психических и неврологических функций [1,5]. Сказанное послужило основанием для изучения эффективности этого препарата при психических расстройствах у детей раннего возраста.
В настоящей работе приведены результаты применения биолана у детей с нарушением психического развития органического и психосоциального генеза, а также при психической патологии эндогенного (шизофренического) характера. В основную группу лечившихся биоланом были включены 27 детей в возрасте 2,5—5 лет (9 девочек и 18 мальчиков). Критериями исключения являлись психоорганический синдром, умственная отсталость, тяжелые соматические, а также острые инфекционные заболевания на момент обследования. Контрольную группу — не лечившихся биоланом составили 27 детей (II девочек и 16 мальчиков) аналогичного возраста.
Распределение детей по диагнозам представлено в табл. 1.
Клиническое состояние детей при эндогенных психозах определялось рудиментарными психотическими расстройствами. Бредоподобные нарушения были представлены избыточным бредоподобным фантазированием с фиксацией игрового перевоплощения. Кататонические расстройства характеризовались проявлениями импульсивности, регрессивными формами комплекса оживления с явлениями восковой гибкости, эпизодами импульсивного возбуждения с манежным бегом, негативизмом, манерностью, мутизмом, эхолалиями и др. Галлюцинаторные проявления ограничивались фрагментарными искажениями восприятия по типу галлюцинаций воображения, отдельными фотопсиями и акоазмами. Аутизм наблюдался как в типичной форме в виде синдрома Канне-ра, так и в виде более легких проявлений с отдельными симптомами аутизаиии. Расстройства мышления выступали в виде нарушений последовательности мыслей, их обрывов, нередко в виде приступов Клооса, нарушений процессов анализа и обобщения. Расстройства внимания выступали как в форме гиперметаморфоза, так и по типу гиперконцентрации внимания на внутренних переживаниях, игре, фантазиях и одновременно пониженной чувствительности к внешним раздражителям. Перечисленные нарушения особенно четко проявлялись в особенностях игровой деятельности. Аффективные расстройства выражались в виде биполярных и монополярных фазных нарушений с типичной для эндогенных заболеваний циркадностью суточного ритма, моторной и идеа-торной заторможенностью или возбуждением. Типичными были дистимический оттенок в период депрессивных эпизодов, идеи уничижения и неполноценности («я такой плохой, меня надо выбросить»). В структуре психических расстройств наблюдались также соматовегетативные дисфункции: снижение аппетита и массы тела, ночные бдения, младенческие крики, ночной и дневной энурез и т.д.
При патологии непсихотического уровня можно было констатировать парциальные задержки развития (легкие когнитивные расстройства), нарушения эмоциональных, коммуникативных, познавательных и соматовегетативных функций. Распределение детей с различными нарушениями дано в табл. 2.
До лечения биоланом было получено информированное согласие родителей больных детей на его проведение.
Лечение осуществляли амбулаторно в домашних условиях. Биолан вводили интраназально по 2—4 капли в день в течение 10 дней. В ампулу с 3 мг лиофилизированного препарата добавляли 0,5 мл (10 капель) охлажденной кипяченой воды. Полученный раствор хранили в холодильнике до использования. Всем больным основной группы через 1—2 мес был проведен повторный курс терапии.
В основной группе биолан использовали в качестве комбинированной терапии на фоне применения таких препаратов, как этаперазин, галоперидол, неулептил, феназепам. Исключались лишь препараты ноотропного действия. В контрольной группе детям вместо биолана назначали традиционные ноотропные средства (глицин, пантогам, ноотропил, энцефабол, фенибут) на фоне тех же нейролептиков.
Больных основной группы врач обследовал до начала лечения, через 5 дней после начала приема биолана и по окончании курса — на 10-й день. В дальнейшем их психическое состояние было прослежено в течение 2—3 мес. Дополнительно к врачебному наблюдению состояние детей оценивали и родители, заполняя специальный дневник.
Контроль за эффективностью биолана проводился с использованием психопатологического и психологического методов. Для детального анализа динамики клинического состояния детей был составлен протокол клинического наблюдения, который включал данные физического, неврологического и психического состояния по следующим позициям: внимание, психическая активность по Л.С. Выготскому [4], эмоции, влечения, когнитивные функции, моторика, социальное поведение. Дополнительно использовали шкалу общего клинического впечатления (СGI/), предварительно адаптированную к детскому возрасту [3].
Таблица 2 Клинические проявления психических расстройств
Психопатологическая
симптоматика Группа
основная контрольная
(n=27) (n=27)
Рудименты бреда,
галлюцинаторных
кататонических расстройств,
бредоподобное фантазирование
19
14
Расстройства мышления,
внимания, памяти
11 11
Аффективные расстройства
(страхи, депрессия)
25 18
Нарушения коммуникации
(аутизация)
12 11
Психические расстройства с
соматовегетативной дисфункцией
27 13
Принимали во внимание также выраженность позитивных и негативных симптомов.
Обшая эффективность терапии с учетом результатов клинического наблюдения, психологических данных и психометрических показателей оценивалась по следующим градациям: значительное улучшение, менее выраженное улучшение, отсутствие изменений, ухудшение.
При комплексном лечении с включением биолана у больных почти исчезали бредоподобные и близкие к галлюцинаторным расстройства, наблюдалась дезактуализаиия патологического бредоподобного фантазирования. Можно было отметить также рудименты критики к болезненным переживаниям в виде уменьшения фиксации на них и большей сосредоточенности на реальных событиях. Сглаживались даже выраженные аутистические расстройства. Уменьшались проявления негативизма. Дети становились более активными, послушными, ласковыми с близкими. Проявления депрессии, дистимии, тревоги и страхов также заметно редуцировались. Общий фон настроения менялся на спокойно-доброжелательный. Но следует отметить, что если у больных имелись элементы агрессивности, дисфории и дистимии, то они в процессе лечения биоланом сохранялись, а по окончании его приема резко уменьшались.
Психологическое обследование показало, что концентрация внимания, память, осмысление инструкций, ситуации и речи окружающих в процессе лечения также улучшались. Это особенно четко проявлялось в игровой деятельности ребенка. Дети могли подолгу занимать себя игрой, которая даже при сохранении стереотипности действий уже приобретала элементы сюжетного содержания, с привлечением в ряде случаев в игру близких, расширением и. изменением фабулы игры. Отмечалось заметное продвижение в речевом развитии: постепенно увеличивался словарный запас, улучшалось звукопроизношение. Речевые попытки обнаруживались даже у детей с мутизмом и алалией.
Изменение поведения ребенка в целом характеризовалось появлением естественной, соответствующей возрасту направленности игровой деятельности и осознанным (без сопротивления) выполнением повседневных навыков самообслуживания. Необходимо также подчеркнуть обшее повышение жизненного тонуса детей, работоспособности, устойчивость к нагрузкам. Увеличивались период активного бодрствования в течение дня, продолжительность игры, выносливость при врачебном и психологическом обследовании, в процессе которого требовалось длительное удержание внимания и интереса к предлагаемой деятельности (сбор пирамидки, кубиков, мозаики) с доведением ее до завершения.
Психические нарушения соматовегетативного уровня также заметно редуцировались. Повышался аппетит, смяг- чались диспепсические проявления, улучшался сон. Было отмечено также, что имевшиеся у некоторых детей проявления нейродермита заметно редуцировались. Было отмечено повышение резистентности к простудам, ослабление метеочувствител ьности.
Следует особо подчеркнуть, что улучшение психического состояния детей продолжалось и после завершения курса терапии биоланом, на протяжении 2—3 мес. К концу этого срока у некоторых детей наблюдался даже своего рода скачок в развитии — появление осмысленной, соответствующей возрасту деятельности, а также навыков, которыми дети ранее не обладали. Применение биолана позволило снизить дозы использовавшихся нейролептиков, что было невозможно при их комбинации с другими ноотропами (в контрольной группе).
При оценке по 7-балльной шкале СGI достоверные различия показателей до и после лечения отмечались только в основной группе и касались нарушений мышления, внимания и памяти (6,5 и 5,0; /КО,05), аутизации (7,0 и 5,0; /КО,05) и расстройств соматовегетативного уровня (4,5 и 3,0; /К0.05).
При оценке общей эффективности терапии биоланом распределение больных в основной и контрольной группах было следующим: значительное улучшение — у 22 пациентов в основной и отсутствие такового в контрольной; менее выраженное улучшение — соответственно в 5 и 16 случаях, а отсутствие изменений и ухудшение психического состояния отмечено только в контрольной группе — в 7 и 4 наблюдениях соответственно. Приведенная оценка относилась ко времени окончания курса терапии, т.е. к 10-му дню. Но дальнейшее наблюдение за детьми показало, что и после окончания курса лечения у всех больных основной группы нарастало улучшение психического состояния, причем этот эффект сохранялся в течение 2—3 мес.
Что касается побочных эффектов, то в первые дни приема препарата у 9 (33%) детей возникли двигательная рас-торможенность, беспокойство, расстройства сна, которые были кратковременными и редуцировались через 2—3 дня на фоне продолжения приема биолана в тех же дозах.
Таким образом, наши предварительные наблюдения показали, что применяемый на фоне основной терапии (нейролептики) у детей с психическими нарушениями биолан оказывает выраженное положительное воздействие на интеллектуальные функции, способствует значительному уменьшению выраженности расстройств психотического, неврозоподобного и соматовегетативного уровня. Полученные результаты позволяют рекомендовать этот препарат для применения у детей с нарушениями психического развития и психозами в рамках комбинированной терапии. В связи с этим была бы важна также оценка его эффективности и спектра влияния в условиях монотерапии.
ЛИТЕРАТУРА
Бахтин М.Ю., Цыган В.Н.. Войтенков Б.О. Применение пептид
ного аааптогена «Биолан» для коррекции психосоматических
нарушений в постэкстремальный период: Материалы IV Рос-
сийского национального конгресса «Человек и лекарство». М
1997: 247.
Биолан в эксперименте и клинической практике: Методиче
ские рекомендации. Ст-Петербург: АЕН РФ (секция «Геополи
тика и безопасность») 2000.
Комовская Г.В., Калинина М.А., Горюнова А.В., Проселкова М.Е.
Опыт применения рисполепта при лечении раннего детскогоаутизма и шизофрении у детей. Психиатрия и психофармако- терапия 2000: прил. 2: 10-12.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М 1960.
Fedorov A.V.,Golovkin V.I.,Chibisova A.N.. et al. Functional mapping
of brain bioelectrical activity following treatment with a neuropep-
tid remedy (biolan) in children with central motor disorders. Ke-
falagia 1998; 6: Suppl 1: 34.
Журнал неврологии и психиатрии 7, 2001