Предварительные результаты применения биолана у детей с психическими расстройствами

Г.В. КОЗЛОВСКАЯ, М.А. КАЛИНИНА, Т.П. КЛЮШНИК
Ргеliminary results of biolan application in children with mental disorders
G.V.Kozlovskaya , M.A. Kalinina , T.P. Klyushnik
Научный центр психического здоровья РАМН, Москва


В последние годы значительно возрос интерес к исполь­зованию в клинической практике регуляторных пептидов и их синтетических аналогов. К препаратам такого рода отно­сится и биолан1, созданный на основе естественных для организма пептидов-регуляторов. Проведенные преклини-ческие исследования показали, что он обладает способно­стью модулировать функции ЦНС: усиливает избиратель­ное внимание в момент восприятия информации, улучшает консолидацию памяти, увеличивает адаптационные возмож­ности мозга, повышая его устойчивость к стрессорным по­вреждениям. Получены данные о положительном эффекте биолана в случаях органического поражения центральной, периферической и вегетативной нервной системы различ­ного генеза (рассеянный склероз, инсульт, нарушения про­водимости сердца, алкогольная энцефалопатия, нейроин-фекции, травматическое поражение головного мозга и др.)

Таблица 1 Распределение детей в зависимости от диагноза

Диагноз Рубрика по
МКБ-10 Группа
Основная Контрольная
Шизофрения
(детский тип)
F20.8
8
6
Шизотипическое
расстройство
F21
6
8
Ранний детский
аутизм
F84.0
3
2
Легкие когнитивные
расстройства
F06.7
7
8
Поведенческие
и эмоциональные
расстройства,
начинающиеся
в детском возрасте

 

F90-F98

 

2

 

3
Эндогенная
депрессия
(депрессивный
эпизод)

F32.11

1

-
Всего 27 27

[2]. На фоне основного лечения применение биолана у де­тей с перинатальной энцефалопатией способствовало бы­строму восстановлению поврежденных психических и нев­рологических функций [1,5]. Сказанное послужило основа­нием для изучения эффективности этого препарата при пси­хических расстройствах у детей раннего возраста.
В настоящей работе приведены результаты применения биолана у детей с нарушением психического развития орга­нического и психосоциального генеза, а также при психи­ческой патологии эндогенного (шизофренического) харак­тера. В основную группу лечившихся биоланом были вклю­чены 27 детей в возрасте 2,5—5 лет (9 девочек и 18 мальчи­ков). Критериями исключения являлись психоорганический синдром, умственная отсталость, тяжелые соматические, а также острые инфекционные заболевания на момент обсле­дования. Контрольную группу — не лечившихся биоланом составили 27 детей (II девочек и 16 мальчиков) аналогич­ного возраста.
Распределение детей по диагнозам представлено в табл. 1.
Клиническое состояние детей при эндогенных психозах определялось рудиментарными психотическими расстройства­ми. Бредоподобные нарушения были представлены избыточ­ным бредоподобным фантазированием с фиксацией игрово­го перевоплощения. Кататонические расстройства характери­зовались проявлениями импульсивности, регрессивными формами комплекса оживления с явлениями восковой гиб­кости, эпизодами импульсивного возбуждения с манежным бегом, негативизмом, манерностью, мутизмом, эхолалиями и др. Галлюцинаторные проявления ограничивались фрагмен­тарными искажениями восприятия по типу галлюцинаций воображения, отдельными фотопсиями и акоазмами. Аутизм наблюдался как в типичной форме в виде синдрома Канне-ра, так и в виде более легких проявлений с отдельными сим­птомами аутизаиии. Расстройства мышления выступали в виде нарушений последовательности мыслей, их обрывов, неред­ко в виде приступов Клооса, нарушений процессов анализа и обобщения. Расстройства внимания выступали как в форме гиперметаморфоза, так и по типу гиперконцентрации вни­мания на внутренних переживаниях, игре, фантазиях и од­новременно пониженной чувствительности к внешним раз­дражителям. Перечисленные нарушения особенно четко про­являлись в особенностях игровой деятельности. Аффективные расстройства выражались в виде биполярных и монопо­лярных фазных нарушений с типичной для эндогенных забо­леваний циркадностью суточного ритма, моторной и идеа-торной заторможенностью или возбуждением. Типичными были дистимический оттенок в период депрессивных эпизо­дов, идеи уничижения и неполноценности («я такой пло­хой, меня надо выбросить»). В структуре психических рас­стройств наблюдались также соматовегетативные дисфунк­ции: снижение аппетита и массы тела, ночные бдения, мла­денческие крики, ночной и дневной энурез и т.д.
При патологии непсихотического уровня можно было констатировать парциальные задержки развития (легкие когнитивные расстройства), нарушения эмоциональных, коммуникативных, познавательных и соматовегетативных функций. Распределение детей с различными нарушениями дано в табл. 2.
До лечения биоланом было получено информирован­ное согласие родителей больных детей на его проведение.
Лечение осуществляли амбулаторно в домашних усло­виях. Биолан вводили интраназально по 2—4 капли в день в течение 10 дней. В ампулу с 3 мг лиофилизированного пре­парата добавляли 0,5 мл (10 капель) охлажденной кипяче­ной воды. Полученный раствор хранили в холодильнике до использования. Всем больным основной группы через 1—2 мес был проведен повторный курс терапии.
В основной группе биолан использовали в качестве ком­бинированной терапии на фоне применения таких препа­ратов, как этаперазин, галоперидол, неулептил, феназепам. Исключались лишь препараты ноотропного действия. В кон­трольной группе детям вместо биолана назначали традици­онные ноотропные средства (глицин, пантогам, ноотропил, энцефабол, фенибут) на фоне тех же нейролептиков.
Больных основной группы врач обследовал до начала лечения, через 5 дней после начала приема биолана и по окончании курса — на 10-й день. В дальнейшем их психиче­ское состояние было прослежено в течение 2—3 мес. Допол­нительно к врачебному наблюдению состояние детей оце­нивали и родители, заполняя специальный дневник.
Контроль за эффективностью биолана проводился с использованием психопатологического и психологического методов. Для детального анализа динамики клинического состояния детей был составлен протокол клинического на­блюдения, который включал данные физического, невро­логического и психического состояния по следующим по­зициям: внимание, психическая активность по Л.С. Выгот­скому [4], эмоции, влечения, когнитивные функции, мо­торика, социальное поведение. Дополнительно использова­ли шкалу общего клинического впечатления (СGI/), предва­рительно адаптированную к детскому возрасту [3].

Таблица 2 Клинические проявления психических расстройств


Психопатологическая
симптоматика Группа
основная контрольная
(n=27) (n=27)
Рудименты бреда,
галлюцинаторных
кататонических расстройств,
бредоподобное фантазирование
19

14
Расстройства мышления,
внимания, памяти
11 11
Аффективные расстройства
(страхи, депрессия)
25 18
Нарушения коммуникации
(аутизация)
12 11
Психические расстройства с
соматовегетативной дисфункцией
27 13

Принимали во внимание также выраженность позитивных и нега­тивных симптомов.
Обшая эффективность терапии с учетом результатов клинического наблюдения, психологических данных и пси­хометрических показателей оценивалась по следующим гра­дациям: значительное улучшение, менее выраженное улуч­шение, отсутствие изменений, ухудшение.
При комплексном лечении с включением биолана у больных почти исчезали бредоподобные и близкие к галлю­цинаторным расстройства, наблюдалась дезактуализаиия па­тологического бредоподобного фантазирования. Можно было отметить также рудименты критики к болезненным пере­живаниям в виде уменьшения фиксации на них и большей сосредоточенности на реальных событиях. Сглаживались даже выраженные аутистические расстройства. Уменьшались про­явления негативизма. Дети становились более активными, послушными, ласковыми с близкими. Проявления депрес­сии, дистимии, тревоги и страхов также заметно редуциро­вались. Общий фон настроения менялся на спокойно-доброжелательный. Но следует отметить, что если у больных имелись элементы агрессивности, дисфории и дистимии, то они в процессе лечения биоланом сохранялись, а по окон­чании его приема резко уменьшались.
Психологическое обследование показало, что концен­трация внимания, память, осмысление инструкций, ситуа­ции и речи окружающих в процессе лечения также улучша­лись. Это особенно четко проявлялось в игровой деятельно­сти ребенка. Дети могли подолгу занимать себя игрой, кото­рая даже при сохранении стереотипности действий уже при­обретала элементы сюжетного содержания, с привлечени­ем в ряде случаев в игру близких, расширением и. измене­нием фабулы игры. Отмечалось заметное продвижение в ре­чевом развитии: постепенно увеличивался словарный запас, улучшалось звукопроизношение. Речевые попытки обнару­живались даже у детей с мутизмом и алалией.
Изменение поведения ребенка в целом характеризова­лось появлением естественной, соответствующей возрасту направленности игровой деятельности и осознанным (без сопротивления) выполнением повседневных навыков само­обслуживания. Необходимо также подчеркнуть обшее повы­шение жизненного тонуса детей, работоспособности, ус­тойчивость к нагрузкам. Увеличивались период активного бодрствования в течение дня, продолжительность игры, вы­носливость при врачебном и психологическом обследова­нии, в процессе которого требовалось длительное удержа­ние внимания и интереса к предлагаемой деятельности (сбор пирамидки, кубиков, мозаики) с доведением ее до завер­шения.
Психические нарушения соматовегетативного уровня также заметно редуцировались. Повышался аппетит, смяг- чались диспепсические проявления, улучшался сон. Было отмечено также, что имевшиеся у некоторых детей прояв­ления нейродермита заметно редуцировались. Было отмече­но повышение резистентности к простудам, ослабление метеочувствител ьности.
Следует особо подчеркнуть, что улучшение психического состояния детей продолжалось и после завершения курса терапии биоланом, на протяжении 2—3 мес. К концу этого срока у некоторых детей наблюдался даже своего рода ска­чок в развитии — появление осмысленной, соответствую­щей возрасту деятельности, а также навыков, которыми дети ранее не обладали. Применение биолана позволило снизить дозы использовавшихся нейролептиков, что было невозмож­но при их комбинации с другими ноотропами (в контроль­ной группе).
При оценке по 7-балльной шкале СGI достоверные раз­личия показателей до и после лечения отмечались только в основной группе и касались нарушений мышления, внима­ния и памяти (6,5 и 5,0; /КО,05), аутизации (7,0 и 5,0; /КО,05) и расстройств соматовегетативного уровня (4,5 и 3,0; /К0.05).
При оценке общей эффективности терапии биоланом распределение больных в основной и контрольной группах было следующим: значительное улучшение — у 22 пациен­тов в основной и отсутствие такового в контрольной; менее выраженное улучшение — соответственно в 5 и 16 случаях, а отсутствие изменений и ухудшение психического состоя­ния отмечено только в контрольной группе — в 7 и 4 на­блюдениях соответственно. Приведенная оценка относилась ко времени окончания курса терапии, т.е. к 10-му дню. Но дальнейшее наблюдение за детьми показало, что и после окончания курса лечения у всех больных основной группы нарастало улучшение психического состояния, причем этот эффект сохранялся в течение 2—3 мес.
Что касается побочных эффектов, то в первые дни прие­ма препарата у 9 (33%) детей возникли двигательная рас-торможенность, беспокойство, расстройства сна, которые были кратковременными и редуцировались через 2—3 дня на фоне продолжения приема биолана в тех же дозах.
Таким образом, наши предварительные наблюдения показали, что применяемый на фоне основной терапии (ней­ролептики) у детей с психическими нарушениями биолан оказывает выраженное положительное воздействие на ин­теллектуальные функции, способствует значительному уменьшению выраженности расстройств психотического, неврозоподобного и соматовегетативного уровня. Получен­ные результаты позволяют рекомендовать этот препарат для применения у детей с нарушениями психического развития и психозами в рамках комбинированной терапии. В связи с этим была бы важна также оценка его эффективности и спек­тра влияния в условиях монотерапии.

ЛИТЕРАТУРА
Бахтин М.Ю., Цыган В.Н.. Войтенков Б.О. Применение пептид­
ного аааптогена «Биолан» для коррекции психосоматических
нарушений в постэкстремальный период: Материалы IV Рос-
сийского национального конгресса «Человек и лекарство». М
1997: 247.
Биолан в эксперименте и клинической практике: Методиче­
ские рекомендации. Ст-Петербург: АЕН РФ (секция «Геополи­
тика и безопасность») 2000.
Комовская Г.В., Калинина М.А., Горюнова А.В., Проселкова М.Е.
Опыт применения рисполепта при лечении раннего детскогоаутизма и шизофрении у детей. Психиатрия и психофармако- ­терапия 2000: прил. 2: 10-12.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М 1960.
Fedorov A.V.,Golovkin V.I.,Chibisova A.N.. et al. Functional mapping
of brain bioelectrical activity following treatment with a neuropep-
tid remedy (biolan) in children with central motor disorders. Ke-
falagia 1998; 6: Suppl 1: 34.

Журнал неврологии и психиатрии 7, 2001

 

 


 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования